История создания снегохода

118Проблема передвижения по глубокому снегу всегда стояла перед людьми. Особенно это было актуально в таких странах, как Канада, Россия и др., в которых снежные заносы не редкость. И дата создания первого снегохода не известна, ибо не известно, когда были изобретены широкие лыжи, подшитые оленьим мехом. Это шутка.

Год рождения первого снегохода определить легко по такой череде событий. Известно точно, что первым, кто создал прототип снегохода, был Жозе-Арман Бомбардье, и точно известна дата его рождения – 16 апреля 1907 г. Известно также, что, когда ему исполнилось 15 лет, то есть, в 1922 г., отец подарил ему весьма потрёпанный Ford, который называли «Жестянка Лиззи». Поскольку семья Бомбардье жила в Канаде, то и не удивительно, что молодой Арман попытался решить проблему передвижения по глубокому снегу.

Он воспользовался уже хорошо известным в те годы, и считавшимся самым перспективным принципом передвижения, применяемым в авиации, то есть, он применил пропеллер. Разобрав на запчасти подаренный отцом Ford, он приделал к его раме полозья, а двигатель заставил вращать пропеллер. Вдвоём с братом Леопольдом приступили к испытанию. Управлял полозьями Арман с помощью двух бечёвок, но, несмотря на это, испытание прошло успешно.

Братья прокатили на снегоходе примерно одну милю. Правда, испытание оказалось первым и последним для этого снегохода. Отец, увидев, что сотворил его сын, категорически запретил дальнейшее использование такого чуда техники. И, действительно, вращающийся с огромной скоростью совершенно не защищённый пропеллер представлял серьёзную опасность для жизни братьев.

Понимая, что это не простая задача, господин Бомбардье тем не менее не отказался от мысли продолжить изыскания по созданию небольшого и недорогого снегохода. Им были учтены допущенные ранее ошибки. Работы начались в 1957 г. и уже в 1958 г. был создан первый экземпляр снегохода. В том же году были проведены его испытания. Новая машина имела две полутораметровые лыжи, пружинную подвеску, резиновые гусеницы и центробежное сцепление. Она развивала скорость до 40 км/ч по снегу глубиной в 1,5 м. Снегоход назвали Ski-doo. К 1959 году таких Ski-doo было изготовлено 225 экземпляров.

Спрос на снегоходы был достаточно большой и, несмотря на высокую по тем временам цену ($900-1000), все машины были раскуплены. Бомбардье понял, что он находится на пути к успеху, и приступил к серийному производству лёгких небольших снегоходов.